100-метровка на рельсах Мечел обгоняет Evraz

В борьбе за большие договоры на поставку рельсов для модернизации русских стальных дорог и строительства высокоскоростных магистралей группа

«Мечел» начинает опережать Evraz Group, долголетнего монополиста по выпуску этой продукции в РФ. Но места на рынке хватит всем, и миллиардные инвестиции в создание 100 метровых рельсов могут окупиться уже за пару лет.

«

Мечел» удирает

Осенью 2012 г. группа

«Мечел» планирует пуск первого в Рф и странах СНГ рельсобалочного стана для производства особо крепких рельсов длиной по 100 метров.

Стометровые рельсы с дифференцированной закалкой могут употребляться на линиях скоростного движения и линиях с завышенной грузонапряженностью. Увеличенная длина рельсов позволяет уменьшить количество сварных соединений, повысить безопасность движения и очень допустимые скорости подвижного состава.

Годичные потребности

«Русских стальных дорог» в 100 метровых рельсах оцениваются в 400-600 тыс. т, а в дальнейшем, по мере реализации стратегии РЖД по полному переходу на внедрение длинноватых рельсов, закупки ж/д монополии могут составить и порядка 1 млн. т в год.

Конкретно в расчете на закупки госмонополии, которая пообещала раз в год закупать 400 тыс. т 100 метровых рельсов,

«Мечел» в 2008 г. начал реализацию проекта по строительству на Челябинском меткомбинате рельсобалочного стана.

В период кризиса его реализация несколько затормозилась, но не была остановлена. При всем этом компания залезла в огромные долги – из нужных $850 млн. инвестиций взаем под залог 20% акций

«Челябинского МК» было взято $471 млн. (у «Газпромбанка», BNP Paribas S.A. и UniCredit).

Данный проект очень важен для

«Мечела», так как рельсы необходимы и для собственных нужд группы. Для разработки якутских угольных компаний «Эльгауголь» и «Якутуголь» компании придется строить жд пути длинноватой в сотки км. Прокладка путей только к Эльгинскому месторождению угля протяженностью 330 км обойдется в $900 млн.

В марте 2012 г.

«Мечел» запустил на ЧМК первую очередь нового комплекса по производству стали, который будет включать в себя МНЛЗ мощностью 1 млн. т в год, агрегат «ковш-печь» производительностью 1,2 млн. т, установку вакуумирования стали мощностью 650 тыс. т в год и рельсобалочный стан мощностью 1,1 млн. т. Стан сумеет выпускать фасонный прокат также более 400 тыс. т в год рельсов различной модификации, в том числе для высокоскоростного совмещенного движения, для скоростного движения и рельсов завышенной износостойкости и контактной выносливости. Специальную технологию производства рельсов длиной до 100 м приобрели у австрийской Voestalpine Group. Основное оборудование поставила Danieli, подрядчиком выступает китайская компания Minmetals Engineering.

При поддержке РЖД рядом с ЧМК планируется сделать современное рельсосварочное создание, где стометровые рельсы будут свариваться в бесстыковые клети длиной по 800 метров и сразу отгружаться для укладки высокоскоростного жд пути.

Evraz

«догоняет»

Заинтригованность РЖД в проекте

«Мечела» разъясняется не только лишь ее беспристрастными потребностями в длинноватых рельсах и рвением сберечь на закупке этой продукции по ввозу (на данный момент 100 метровые рельсы в объеме 50-100 тыс. в год затариваются у японской Nippon Steel).

Для РЖД также принципиально избавиться от монопольной зависимости в закупках рельсовой продукции от группы Evraz, которая до сего времени являлась единственным поставщиком обыденных рельсов для РЖД.

РЖД и Evraz Group сотрудничали в рамках длительного договора, по которому с 2004 по 2010 г. каждогодние закупки должны составлять 700 тыс. т рельсового проката, 550 тыс. т термоупрочненных рельсов и жд колес с возможностью каждогоднего пересмотра объемов поставок. С 2008 г. с компаний Evraz Group раз в год поставляется 850 тыс. т рельсов.

Летом сегодняшнего года РЖД и Evraz Group заявили о вероятном подписании длительного контракта на поставку рельсовой продукции в 2013 - 2017 гг. В рамках такового договора (пока он не подписан) Evraz поставит ж/д рельсы на 90 миллиардов. рублей (порядка $2,7 миллиардов.).

Холдинг Абрамова – Абрамовича будет поставлять РЖД как обыденные ж/д рельсы типа Р-65 длиной до 25 м, используемые для строительства стальных дорог грузонапряженностью 25-75 млн. ткм в год, так и 100 метровые, создание которых на данный момент спешно осваивается на входящем в группу Новокузнецком МК.

На сей день Evraz является наикрупнейшим производителем рельсов в мире и единственной компанией, производящей рельсы в Рф. В состав компании входят два рельсопрокатных стана в Рф (НКМК в Сибири и НТМК в Уральском регионе), также завод по производству рельсов

«Роки Маунтин» в штате Колорадо в США. Общие мощности Evraz по выпуску рельсов составляют более 1,6 млн. т в год, в том числе более 1,1 млн. т в Рф.

В 2011 г. русские рельсобалочные станы Evraz были загружены на 90%, компания выпустила практически 1 млн. т продукции, из которых около 900 тыс. т отгружено на внутренний рынок, остальное ушло на экспорт.

Позиция монополиста на внутреннем рынке долгие и длительные годы давала Evraz возможность диктовать стоимость в договорах с РЖД. Но сейчас ситуация изменяется, и компании придется соперничать за заказы РЖД с

«Мечелом». В секторе производства 100 метровых рельсов у группы Зюзина может быть существенное преимущество – у «Мечела» создание вначале «заточено» под выпуск длинноватых рельсов с выплавкой и разливкой нужных марок стали.

На данный момент Evraz активизировал модернизацию рельсового производства на собственных предприятиях, зачем в апреле пришлось приостановить работу рельсобалочного цеха НКМК (заходит в состав

«Евраз Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат»). После окончания реконструкции в октябре-ноябре 2012 г. мощность стана вырастет с 720 тыс. т до 950 тыс. т продукции, при всем этом предприятие, кроме обычных 25-метровых рельсов, сумеет выпускать и до 450 тыс. т в год длинноватых рельсов для высокоскоростного сообщения. В дальнейшем планируется стопроцентно перейти на выпуск 100-метровых рельсов. Общий объем инвестиций в модернизацию рельсопрокатного производства на русских предприятиях группы составит около $600 млн.

Отметим, что ранее Evraz Group докладывала о намерении отчасти решить делему увеличения свойства производимых рельсов методом заимствования технологии Nippon Steel. Эта разработка уже употребляется на заводе Evraz Oregon Steel Mills, который выпускает рельсы для южноамериканского рынка.

Проекты инвестиций в создание рельсовой продукции в РФ:

Компания

Предприятия

Годичный объем производства

Сроки реализации

Инвестиции

Evraz Group

Нижнетагильский МК

550 тыс. т 25-метровых рельсов большой закалки с высочайшей чистотой поверхности

2010-2012

$60 млн.

Новокузнецкий МК

950 тыс. т, включая до 450 тыс. т 100-метровых рельсов для высокоскоростного сообщения

2008-2013

$520 млн.

«Мечел»

Челябинский МК

400 тыс. т 100-метровых рельсов для высокоскоростного сообщения

2008-2011

$850 млн.

Источник: данные компаний

Огромную часть многообещающего и вместительного рынка ценой около млрд баксов в год уповает

«подмять по себя» «Мечел», который под обещания РЖД с нуля выстроил новое создание. Новый рельсобалочный стан на ЧМК является универсальным, другими словами может создавать широкий сортамент длинномерного проката. Но маржа при продаже этой продукции намного ниже, чем рельсовой, потому, если РЖД не обеспечит рельсопрокатному производству «Мечела» высочайшей загрузки, долговые трудности группы, и так достаточно значимые.

Таким макаром, все находится в зависимости от перспективы закупок со стороны

«Русских стальных дорог». Сегоднящая потребность РЖД в рельсах составляет около 1,1 млн. т в год. В деньгах каждогодний объем закупок рельсовой продукции составит 1-1,5 миллиардов. в год (цена тонны рельсов начинается от $1000 тыс.).

В том числе, госкомпания высказала готовность закупать порядка 400-500 тыс. т в год длинноватых рельсов для действующих и строящихся линий скоростных поездов (Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Хельсинки, Москва – Нижний Новгород). К 2018 г. могут быть построены высокоскоростные полосы до Казани, Самары, Екатеринбурга. К этому периоду, в т.ч. за счет программки подмены изношенных жд путей, закупки РЖД могут достигнуть 2 млн. т в год. Этого хватит для загрузки производственных мощностей как

«Мечела», так и Evraz Group.

Follow us