Ферросплавщики просят начать спецрасследование

Защита российского товаропроизводителя – дело актуально принципиальное. В Украине, к огорчению, эта защита в главном сводится к провозглашению прекрасных девизов (вроде

«Купуй українське, підтримуй національного виробника!»), бессчетным обещаниям политиков (в особенности перед очередными выборами), разработке всякого рода госпрограмм, имеющих однообразный нулевой эффект. До реальных определенных мер дело не доходит, хотя конкретно они необходимы украинским производителям. Если какие-то предприятия и поддерживают на муниципальном уровне, то только входящие в условную категорию «свои».

Не так давно стало понятно о намерении украинских ферросплавщиков обратиться к государству. По какому поводу? Идет речь не о деньгах, не о льготах и преференциях, а о мерах по защите внутреннего рынка от экспансии забугорных импортеров, которая ставит под опасность само существование одной из более удачных отраслей индустрии страны. Тем паче что одна из главных задач уважающего себя страны – посодействовать российским экспортерам вывезти как можно больше собственной продукции, сделав их продукты более конкурентноспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав зарубежные продукты наименее конкурентоспособными на внутреннем рынке, поддержав, тем, государственного производителя.

6 июня Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) подала в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) и Междуведомственную комиссию по интернациональной торговле (МКМТ) заявление с просьбой о проведении специального расследования относительно импорта в Украину ферросиликомарганца. Хотя этот вид ферросплавов выпускается на всех 3-х российских ферросплавных заводах (Никопольском, Запорожском и Стахановском), в 2011 году рост импорта феросиликомарганца в нашу страну, по сопоставлению с 2010 годом, составил 144%. В силу этого национальные производители обязаны были уменьшить объемы его производства на 11%.

В собственном письме, направленном в МКМТ, УкрФА подчеркивает, что органы власти уклоняются от защиты российских производителей ферросплавов, прикрываясь защитой интересов российских металлургических компаний. Но бюрократы совсем не учитывают тот факт, что цена ферросплава в себестоимости готовой продукции металлургов составляет только около 1%. Либо знают об этом, но предпочитают не замечать настоящего положения вещей. Возможная разность в цены украинского и ввезенного ферросплава (если она вообщем имеется) фактически не отражается на цены металлургической продукции. Зато бесконтрольное внедрение привезенных из других стран ферросплавов наносит значимый вред госбюджету нашей страны, так как экспортно-ориентированные металлургические предприятия употребляют схемы возмещения НДС в огромных размерах.

Подобные заявления с просьбой о проведении спецрасследования будут также поданы в отношении импорта ферросилиция и ферромарганца.

Вообщем ситуация в ферросплавной отрасли Украины вызывает тревогу. Так, в 2011 году создание ферросплавов сократилось, по сопоставлению с 2010 годом, на 17%, за 4 месяца 2012 года, в сопоставлении с этим же периодом прошлого года, – на 21,3%. Зато импортеры ощущают себя на нашем рынке потрясающе. Еще бы, ведь в 2011 году импорт ферросплавов вырос в 2,4 раза к 2010 году, суммарно заняв 54,5% украинского рынка, а издержки на него составили 602,92 млн. долл. За I квартал 2012 года импорт ферросплавов вырос к аналогичному периоду прошедшего года на 27%, в апреле, по сопоставлению с мартом, – на 38,9%. За 4 месяца этого года издержки на него составили 150,75 млн. долл.

И это при том, что украинские ферросплавы по собственному качеству являются одними из наилучших в мире. При том, что по объему их производства наша страна заходит в 10-ку глобальных фаворитов. При том, что российские производители предлагают металлургическим компаниям всю линейку нужной тем ферросплавной продукции, стопроцентно удовлетворяющую их по высококачественным и ценовым характеристикам. При том, что забугорные соперники имеют осязаемое преимущество – в собственных странах они приобретают электроэнергию в 2-2,5 раза дешевле, чем украинские ферросплавные фабрики в собственной же стране. Там хлопочут о экономных поступлениях в виде налогов, внешнеторговом балансе страны, стабильности государственной валюты, сохранении имеющихся и возникновении новых рабочих мест. У нас – нет.

Не выходит выработать разумную муниципальную стратегию в сфере энергетики, тогда стоит хотя бы защитить внутренний рынок и государственных производителей, как это не смущаясь делают другие страны. И членство Украины в ВТО позволяет это делать: в согласовании с нормами ВТО, если по тем либо другим товарам происходит повышение импорта хотя бы на 5% в год, то можно гласить об элементах злости на внутренний рынок и о необходимости принятия защитных мер по просьбе внутренних производителей. По ввозу ферросплавов эта цифра перекрыта в 10-ки раз, все же, защитные меры до сего времени не приняты.

В ноябре прошедшего года УкрФА уже обращалась в МЭРТ с аналогичным заявлением, и просила провести беспристрастное и всестороннее расследование фактов брутального роста импорта ферросплавов в Украину. После этого дать им соответствующую оценку, с учетом соблюдения интересов государственного производителя. Министерство ответило отказом, из которого стало понятно, что бюрократы не очень отлично разбираются в Законе Украины

«О применении особых мер относительно импорта в Украину», ну и об российскей ферросплавной отрасли знают только понаслышке.

Итак, 1-ая причина отказа смотрится последующим образом:

«В обозначенные в заявлении УкрФА сроки (2-я половина 2010 года – 1-я половина 2011 года) из входящих в УкрФА ферросплавных заводов ферромарганец создавал только один – Стахановский, а ферросилиций – только Никопольский». Обратимся к нареченному выше Закону. Его статья 1 определяет, что «государственный товаропроизводитель – совокупа производителей схожего либо конкретно конкурирующего продукта, создание которых составляет основную часть всего объема производства в Украине данного продукта». Как следует, нужно было рассматривать все украинские ферросплавные фабрики совместно, а не каждый в отдельности.

К тому же, спецам министерства, готовившим отказ, хорошо было бы знать, что ферромарганец выпускается не на Стахановском ферросплавном, а на Запорожском и Никопольском, тогда как ферросилиций – на Запорожском и Стахановском, а не на Никопольском. Знать номенклатуру производимой на российских ферросплавных заводах продукции бюрократы МЭРТ просто должны.

2-ая причина:

«Некорректно избран период, в течение которого производителю (имеются ввиду ферросплавные предприятия) был нанесен вред». Статья 8 «Общие положения относительно проведения специального расследования» такого же Закона гласит о «периоде расследования», а не о каком-то «периоде, в течение которого был нанесен вред». Там есть понятия «особое расследование» и «период расследования», который в согласовании со ст. 8 Закона, устанавливается от 1 до 3 лет, а в отдельных случаях может превосходить 3 года. За этот период изучаются все причины, и устанавливается, наносит ли значимый вред или грозит нанесением существенного вреда национальному товаропроизводителю импорт в Украину.

И 3-я причина прошлогоднего отказа:

«В поданных УкрФА документах не указаны объем экспорта и экспортные цены ферросплавных заводов». Определение наличия причинения значимого вреда либо опасности причинения значимого вреда регламентируется статьей 13. В ней нет ни одного слова о том, что заявитель должен предоставлять такую информацию, также заниматься сбором и анализом. Это-то как раз заходит в обязанности МЭРТ и МКМТ.

Таким макаром, предпосылки прошлогоднего отказа сначала проведения спецрасследования носили необоснованный и формальный нрав. Будем возлагать, что сейчас бюрократы по-другому отнесут к заявлениям УкрФА о необходимости проведения расследования импорта ферросплавов. К тому же, новый глава МЭРТ и МКМТ Петр Порошенко заявил не так давно:

«Если мы желаем восстановления украинской экономики, как экономики с высочайшим уровнем технологий и достойной зарплатой, то должны защищать в рамках интернациональных правил и устройств собственное создание, российского производителя и увеличивать уровень конкурентоспособности». И добавил, что сейчас, в критериях глобального кризиса, вопросы действенной поддержки государственного производителя получают нрав государственной безопасности.

Вот почему в интересах страны начать расследование по факту бесконтрольного наращивания импорта ферросплавов в Украину, который наносит значимый вред госбюджету и экономике страны в целом, также уничтожает нашу ферросплавную ветвь. Это и станет реальным шагом по защите российского производителя. Также тестом на соответствие слов министра его действиям.

Follow us