Региональное металлопотребление Северная Африка исчезает с рынка

Новенькая волна политического противоборства в Северной Африке, похоже, навечно перекроет перспективы восстановления спроса и импорта сталепродукции не только лишь в Египте, но также в Алжире и Тунисе, странах с очень высочайшим потенциалом употребления.

После событий 2011 года, называемых

«арабской весной», казалось, что ситуация в странах Северной Африки войдет в обычное русло, экономика равномерно нормализуется, потребители возвратятся к закупкам металлопродукции.

Но происходящие на данный момент в Египте, Алжире и Тунисе действия показывают, что до обретения политической стабильности в регионе еще очень далековато.

После свержения авторитарных режимов в этих странах власть получили исламисты, курс и способы правления которых не устраивают приверженцев светских либо либеральных ценностей. Беря во внимание, что в Египте, Алжире и Тунисе исламисты и их противники имеют приблизительно равные силы, противоборство обещает быть долгим и, вероятнее всего, далековато не всегда мирным.

К дискуссии меж сторонникам исламского и светского пути примешиваются и распри на государственной и религиозной почве, акты насилия со стороны боевиков.

Рост политического хаоса усугубляет и без того плачевное состояние экономики, страдающей от спада инвестиций и ухудшения внутреннего спроса.

Как ожидалось, спрос на сталь в Африке (80% употребления приходится на страны Северной Африки) в 2013 г. вырастет на 8%, до 29 млн. т. В 2014 г. – еще 8%, до 32 млн. т.

Но реалии таковы, что большая часть государств региона ожидает сильный спад употребления – во всяком случае, в Египте, Алжире и Тунисе. Очень далековато до восстановления экономической активности и обычного спроса на метпродукцию в Ливии, и только в Марокко ситуация пока сравнимо размеренна.

В Алжире в 2012 г. потребление готовой метпродукции оценивается на уровне 4 млн. т, в Марокко – 2 млн. т, в Тунисе – 1,5 млн. т.

Баланс железного рынка ряда государств Северной Африки:

?

Потребление (готовый прокат), тыс. т

Создание (сырая сталь), тыс. т

Импорт, тыс. т

2011

2012*

2011

2012*

2011

2012*

Алжир

4 428

4

551

507

3 921

4

Тунис

986

700

150

130

973

700

Ливия

165

100

100

55

158

50

Марокко

1 919

2

654

528

1 421

900

* оценка

Источник: данные WSA, оценки создателя

Объемы железного импорта в окутанных революциями странах в прошлом году значительно снизились. В 2012 г. импорт в Алжир составил порядка 5 млн. т, Египет – 3,5 млн. т, другие страны региона практически выпали из числа больших покупателей.

Общий объем импорта металлопродукции в страны Северной Африки в 2012 г. составил порядка 12 млн. т, из которых 2 млн. т поставили турецкий экспортеры.

Данный регион обычно принципиальный рынок сбыта для украинского железного экспорта, на него приходилось порядка 10-15% всех поставок. Но в 2012 г. объем поставок в Северную Африку свалился до 1,4 млн. т, из которых 1,1 млн. т пришлось на Египет, а экспорт в Алжир, Тунис, Ливию, Марокко и Йемен составил наименее 300 тыс. т.

В текущем году украинские экспортеры начали увеличивать поставки в Северную Африку, но делать это удавалось только в 1-м полугодии, пока не началась дестабилизация обстановки в Египте, а за ним в Алжире и Тунисе.

За 5 месяцев 2013 г., по инфы проекта Delphica, экспорт в Африку (весь регион) вырос на 19%, до 1,144 млн. т.

При всем этом объем поставок в Египет возрос на 70%, до 631 тыс. т, Тунис – на 44%, до 81 тыс. т.

К огорчению, Алжир уже пару лет как выпал из числа покупателей украинской метпродукции – во-1-х, из-за политики Лакшми Миттала, который практически воспретил

«Криворожстали» отгружать сюда длинномерный прокат, чтоб не создавать конкурентнсть предприятию ArcelorMittal в Аннабе, во-2-х, вследствие перенасыщения местного рынка новыми мощностями (за последние 2 года свои фабрики выстроили турецкие и катарские инвесторы), которые уже в два раза превосходят реальный спрос.

Что касается Марокко, то эта страна, разумеется, станет фаворитом по росту железного употребления и импорта в регионе. Действия

«арабской весны» не привели к суровым политическим потрясениям в царстве. Более того, сосредоточившись на экономическом развитии, Марокко стала фаворитом по приросту прямых зарубежных инвестиций в Северной Африке. В 2012 г., согласно данным ООН, их объем вырос на 10%, до $ 2,84 миллиардов., составив 25% всех ПИИ в регионе.

В стране уже работают такие большие мировые компании как Рено, Delphi, Лир, Leoni, Yazaki, Denso, Faurecia, Sumitomo. В особенности интенсивно развивается автоиндустрия. Совокупные реализации автомобилей за 2012 год выросли на 16,2% по сопоставлению с предшествующим годом, до 130 316 единиц.

Только не так давно начал создание компонент на заводе в Марокко канадский производитель самолетов Bombardier.

Залогом роста железного употребления в 33-миллионной стране являются такие большие инфраструктурные проекты, как строительство 1800-километровой сети автомагистралей и скоростных жд линий, которые свяжут Танжер в Касабланку, также строительство наикрупнейшго порта на Средиземном море.

Экономика страны в последние 10 лет вырастает на 4-5% в год при инфляции ниже 2%. В первом квартале 2013 г. рост ВВП составил 3,8%, что намного лучше, чем в большинстве государств региона.

Ведущим производителем в стране является Maghreb Steel. Следует добавить, что с весны 2013 г. в Марокко ведется антидемпинговое расследование в отношении импорта плоского проката, а по сортовому прокату уже введены временные (до конца 2013 г.) пошлины на импорт из ряда государств.

Follow us