Стальной меморандум шило на мыло

Уже в 1-ые 3 недели деяния Меморандума о спасении темной металлургии Украины правительство начало интенсивно нарушать взятые на себя обязательства. Совсем «уничтожить» и так ограниченную эффективность данного документа может упрямое желание правительства дополнительно осложнить жизнь метпредприятиям барьерами ввозу сырья.

Говорили-балакали…

С 14 июня текущего года действует Меморандум о взаимопонимании меж Кабинетом Министров Украины и предприятиями ГМК. Документ прописывает ряд обоюдных обязанностей, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения компаний отрасли на фоне кризисных явлений на рынках металла. Напомним, что правительство, а именно, обязалось:

- обеспечить оперативное возмещение сумм НДС, подтвержденных к возмещению по состоянию на 1.04.2013 г., и не допустить роста задолженности по НДС в течение срока деяния Меморандума; - обеспечить оперативный возврат уплаченных «наперед» всех видов налогов; - не допускать до окончания срока деяния Меморандума увеличения тарифов на перевозку грузов ж/д транспортом для компаний ГМК выше 5% от уровня 2012 г.; - советовать (!) Нацкомиссии по госрегулированию тарифов в сфере энергетики, не допускать до окончания срока деяния Меморандума совокупного увеличения тарифов на электроэнергию для потребностей компаний ГМК более чем на 5% от уровня, установленного 1.04.2013 г.

В свою очередь, предприятия ГМК взяли на себя обязательства не сокращать коллективы и не уменьшать объемы производства.

Специалисты, в т.ч., и бизнес-портал UGMK.INFO, равномерно позитивно оценили Меморандум, отметив в то же время, что документ является «сырым» и недоработанным. Вина за это, непременно, лежит на ПХО «Металлургпром», которое уже издавна не в состоянии отлично лоббировать интересы отрасли. Работа объединения больше сводится к «плачу Ярославны» - подготовке таблиц и графиков, демонстрирующих как все плохо, и как далее будет еще ужаснее.

Сіли, та й зарыдали..

Но вернемся к Меморандуму. Дело не только лишь в том, что в нем нет потенциала для решения базовых заморочек отрасли. К огорчению, даже находящиеся в нем положения, направленные на улучшение текущей ситуации, возможно окажутся неэффективными. Обычный пример – хотя документ фиксирует обязательство правительства по недопущению увеличения тарифов на перевозки грузов более чем на 5%, в действительности же, согласно приказу Минтранссвязи №310 (от 21 мая) в течение года тарифы возрастут на 10,2%, в т.ч., на 5,8% уже после вступления Меморандума в силу. По расчетам такого же «Металлургпрома», удорожание грузоперевозок приведет в 2013 г. к дополнительным затратам металлургов в 500 млн. грн. И, можно не колебаться, что доппоступления не приведут к обновлению подвижного состава, а опять растворятся в кармашках Минтранса и «Укрзализныци».

Подобная ситуация – по электроэнергии, цена которой еще до 1 апреля 2013 г. выросла на 4,8%, а всего по году, по планам НКРЭ, рост тарифов заложен на уровне 9,3%. По инфы

«Металлургпрома», допзатраты металлургов по этой статье, с учетом удорожания сырья за счет роста энерготарифов, составят порядка 2 миллиардов. грн. с НДС.

Таким макаром, обязательства по замораживанию тарифов уже нарушаются. Сразу не производятся обещания по улучшению возврата НДС – судя по инфы, поступающей от ИСД и

«АрселорМиттал Кривой Рог», сурового прогресса по погашению старенькых долгов и точному возврату текущей суммы налога пока не приметно.

Риторический вопрос: как может быть действенным документ, положения которого нарушаются с самого начала деяния?

Внутреннее дело

Во вступительной части Меморандума отмечается необходимость

«развития внутреннего употребления металлопродукции как предпосылки ускоренной инфраструктурной модернизации страны, также размеренного функционирования ГМК, уменьшения его зависимости от колебаний конъюнктуры мирового рынка..».

Дальше в документе предприятия ГМК берут обязательства

«обеспечить реализацию на внутреннем рынке металлопродукции для нужд строительства и модернизации транспортной, жилищно-коммунальной, производственной инфраструктуры, ТЭК, машиностроения по ценам, не превосходящим мировые».

Вот так – важная задачка развития внутреннего рынка уложилась в 2 умеренных абзаца, при всем этом правительство практически только декларирует намерение

«облагораживать и углублять», а металлурги уже подписываются под обещанием не увеличивать (либо понизить) цены для внутреннего рынка до среднемировых.

Последнее обязательство, непременно, принципиальное и животрепещущее, и данной теме будет посвящена отдельная статья.

Шаг вперед, и два вспять

Еще есть один принципиальный нюанс – задекларировав намерение посодействовать металлургии, правительство сразу усложняет жизнь метпредприятиям своим маниакальным желанием решать трудности одной отрасли за счет другой. Только вчера появилась  новость о том, что Кабинет Министров Украины все-же подал апелляционную жалобу на решение Окружного административного суда городка Киева от 10 июня этого года об отмене постановления Кабмина №225 от 13 марта 2013 г., согласно которому вводится квотирование импорта коксующегося угля и кокса.

В компании ИСД, предприятия которой ведут тяжбу с правительством об отмене обозначенного постановления, молвят, что главный аргумент Кабмина о типо способности появления чрезвычайных ситуаций вследствие излишка коксующегося угля на складах украинских компаний, является выдуманным и не подтверждается МЧС. По словам директора правового департамента ИСД Сергея Ткаченко,

«это только подтверждает тезис, что квотирование является необычной формой «помощи» сырьевой угольной отрасли за счет причинения вреда отраслям, производящим продукцию с добавленной ценой».

Таким макаром, положительный эффект от деяния Меморандума оценить пока трудно, а негатив от действий правительства, идущих в разрез

«духу и буковке» данного документа, уже очевиден.

На фоне ухудшения финансово-производственных результатов в ГМК Украины (по подготовительным оценкам, за 5 месяцев 2013 г. убытки метпредприятий до налогообложения ожидаются в сумме порядка $800 млн.), ограничение доступа к покупке ввезенного сырья может стать главным нехорошим фактором, который приведет к принужденной остановке мощностей метпредприятий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Follow us