Турецкие перспективы сталь начинает строиться

Развитию железного сектора страны мешают не штатские протесты в Стамбуле, а кризис в зоне евро, спад употребления в MENA и вводимые в регионе ограничения на импорт. Все же, перспективы отрасли благоприятны, беря во внимание размеренный рост внутреннего рынка, поддержку которому обеспечат бессчетные инфраструктурные проекты.

Рост социально-политической напряженности в Турции, если и не затихнет в наиблежайшие недели, навряд ли окажет существенное воздействие на работу индустрии и металлической отрасли. Естественно, антиправительственные выступления в Стамбуле и ряде других городов приносят убытки государственной экономике, но работа железного сектора находится в зависимости от уровня спроса и цены метпродукции на рынках Близкого Востока, Северной Африкии и ЕС, цен на лом и электроэнергию и курса турецкой лиры.

По подготовительным данным, в мае текущего года выплавка стали в Турции выросла на 1% по сопоставлению с апрелем – до 3 млн. т. Таким макаром, за 5 месяцев 2013 г. создание сократилось на 4,2% к АППГ – до 14,4 млн. т. Из государств Топ-10 сталепроизводителей мира худшую динамику производства за январь-апрель проявили только Наша родина (-4,9%) и Южная Корея (-4,8%).

Торможение турецкого железного сектора началось еще в декабре и, естественно, никакой связи с событиями на площади Таксим не имеет. Основная причина – предстоящее ухудшение конъюнктуры глобальных рынков, которое пока не сумел восполнить рост внутреннего употребления.

Динамика турецкого производства и экспорта в 2013 г., млн. т:

?

февраль

март

апрель

май

Создание

2,65

2,98

2,87

3

Экспорт

1,6

1,94

1,66

1,68

Макроэкономика

В последние 10 лет турецкая экономика показывала более высочайшие темпы роста, чем Евросоюз, США и большая часть развивающихся государств. В 2003-2007 гг. среднегодовой рост составил 7%. После кризисного спада страна показала высочайшие темпы восстановления в 2010-2011 г., в 2012 г. рост составил 2%.

Железная ветвь развивалась еще больше оживленно. В 2012 г. Турция вошла в Топ-10 государств как по выплавке стали, так и уровню употребления. В рейтинге экспортеров стали страна занимает 8-е, нетто-экспортеров – 7-е место в мире.

Темпы роста экономики Турции, %:

?

2009

2010

2011

2012

ВВП

-4,8

9,2

8,8

2,2

Промпроизводство

-11,8

6,0

9,2

0,0

Стройсектор

-29,4

25

13,3

1,5

По прогнозам профессионалов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рост турецкой экономики в 2013 г. составит 3,1%, в 2014 г. – 4,6%. Понижение темпов роста связано с замедлением экономического роста в мире и кризисом в еврозоне, штатской войной в Сирии, также с политикой экономии центрального банка и понижением внутреннего спроса.

Но в целом перспективы металлической отрасли благоприятны, беря во внимание большой потенциал роста внутреннего рынка, который потребляет практически 80% произведенной в стране металлопродукции.

Металлической баланс Турции, млн. т:

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013 (прогноз)

Создание

26,7

25,1

26,3

34,1

35,9

36

Экспорт

20

18,7

17,6

15,54

18,7

19

Импорт

13,6

10,5

11

10,7

11,5

12

Потребление

21,5

18

23,6

26,9

28,4

29

Перспективы употребления

Строительный сектор Турции потребляет приблизительно половину метпродукции в стране. В прошлом году продажа жилища выросла на 63%, до 701 621 единиц жилплощади. Как ожидается, в текущем году рост объема стройработ составит 4-5 % после 1,5% в прошлом году.

Основанием для роста темпов роста в секторе является масштабная правительственная программка строительства инфраструктурных объектов ценой $150 миллиардов.

Наикрупнейшие проекты – строительство нового моста через Босфор, третьего аэропорта в Стамбуле (цена – $9 миллиардов.), первого в стране морского аэропорта, наикрупнейшго в стране Северного Эгейского порта и строительство сходу 3-х атомных электрических станций (общая цена – минимум $60 миллиардов.; первую АЭС будет строить русский

«Росатом», вторую – японо-французский консорциум, по третьей решение не принято, может быть, она будет построена своими силами).

В рамках

«Перспективы 2023» до празднования столетия годовщины основания Турецкой республики в 2023 г. планируется ввести существенное количество новых авто и стальных дорог, мостов и домов.

А именно, меж 2-мя побережьями Турции - Средиземноморским и Черноморским будут построены 18 шоссе протяженностью 11,8 тыс. км.

Уже идут работы по строительству наибольшего автобана (2-ой по протяженности в мире)

«Измир-Орхангази-Гебзе». В 2013 г. будет запущена высокоскоростная стальная дорога, соединяющая Стамбул и Анкару.

Отметим также планы строительства в Стамбуле наикрупнейшей на Ближнем Востоке мечети общей площадью 15 тыс. квадратных метров.

В энергетику будет вложено $ 130 миллиардов., а именно, планируется обновление и строительство новых электрических станций и ветропарков.

Посреди стратегических проектов, реализация которых позволит очень прирастить объемы стройработ и потребление метпродукции – проведение летней Олимпиады 2020 г. в Стамбуле (заявка уже подана в МОК) и

«Канал Стамбул», который свяжет Мраморное и Темное моря.

Согласно проекту, цена которого по подготовительным подсчетам составит $40 миллиардов., канал будет иметь протяженность 45-50 км, глубина его составит 25 м, ширина – 150 м. Правительство планирует переместить все грузовые танкеры в этот канал, освободив от их Босфор.

Хорошие перспективы употребления сохраняются в автопроме и секторе производства домашней техники. Невзирая на то, что в 2012 г. создание автомобилей в Турции снизилось на 10% до 1,1 млн шт. (емкость рынка при всем этом сократилась на 5,4% до 817 620 шт.), ряд ведущих автокноцернов – Тоета, Honda, Форд, Рено – объявили об увеличении производственных мощностей и росте выпуска машин в наиблежайшие годы.

Экспорт

В январе-мае 2013 г. Турция прирастила экспорт металлопродукции по сопоставлению с АППГ на 4,25%, до 10,55 млн. т. Наружные поставки арматуры и катанки составили 3,8 млн. т, заготовки – 1 млн. т, профилей – 0,74 млн. т, трубы – 0,72 млн. т.

Наикрупнейшим рынком сбыта для турецкой стали остаются Близкого Востока и Северной Африки, куда за 5 месяцев поступило 4,4 млн. т (практически 42% всего экспорта). Вторым по значимости является рынок ЕС, поставки на который выросли до 1,3 млн. т, либо 12%, третьим – Северной Америки. Отметим, что за 4 месяца 2013 г. экспорт арматуры в США вырос в 4 раза, до 81 тыс. т, в Канаду – в пару раз, до 38 тыс. т. Наикрупнейшими покупателями турецкой арматуры остаются Ирак, ОАЭ и Саудовская Аравия, которые за январь-апрель закупили соответственно 104, 121 и 77 тыс. т этой продукции.

Рост поставок на еврорынок в значимой степени обоснован неуввязками итальянской Ilva и появившимся вследствие этого недостатком. За 4 месяца экспорт турецкой металлопродукции в Италию вырос в три раза – до 300 тыс. т, в Португалию – практически в два раза, до 280 тыс. т.

Импорт

Украина, Наша родина и ЕС остаются основными экспортерами сталепродукции в Турцию. А именно, в 2012 г. поставки из Украины выросли на 12,5% и достигнули большего за последние 5 лет показателя в 4,9 млн. т.

Прирост в 1 млн. т обоснован повышением закупок полуфабрикатов, в особенности заготовки, экспорт которых в Турцию вырос практически на 700 тыс. т.

К слову, в 2012 г. общий импорт полуфабрикатов в страну, в большей степени заготовки, вырос на 55%, до 3,4 млн. т.

В то же время, поставки украинского плоского проката в Турцию в целом остались на прошлом уровне, в 2012 г. составив 1,9 млн. т.

Украинский экспорт в Турцию, млн. т:

2008

2009

2010

2011

2012

3,9

3,25

3,16

3,9

4,9

В текущем году турецкие фабрики все так же интенсивно приобретают полуфабрикаты. За 1-ые четыре месяца года импорт полуфабрикатов возрос на 73%, до 1,67 млн. т, что в годичный проекции обещает практически 5 млн. т.

Фактически – это и есть реальный шанс для украинских экспортеров, возможность которых нарастить поставки листового проката и тем паче длинномеров фактически равны нулю.

Экспансия за предел

До ближайшего времени турецкий металлической сектор был симпатичным для зарубежных инвестиций, но после ввода новых производств местными и зарубежными компаниями места на рынке практически не осталось.

Русская группа ММК, инвестировавшая в пуск комплекса по производству листового проката для автопрома $2,1 миллиардов. (мощность по производству горячекатаного проката – 2,3 млн. т, холоднокатаного – 0,75 млн. т, по оцинкованию и нанесению полимерных покрытий – соответственно, 850 и 400 тыс. т) с ноября 2012 г. приостановила создание стали и г/к проката.

На сей день мощности турецкой металлургии загружены на 75%. В таких критериях естественным является выход на сопредельные рынки, где потребляется до 50% турецкой экспортной продукции.

Реализуя стратегию по переносу производства поближе к конечному потребителю, компания Tosyali Holding запустила весной текущего года завод по выпуску арматуры объекта в Оране, Алжир. Предприятие, в которое инвестировано $750 млн., будет создавать для алжирского рынка заготовку, арматуру и сортовой прокат (мощность по стали – 1,25 млн. т, по прокату – 1,2 млн. т), вытесняя тем импорт.

Очередной завод Tosyali по выпуску катанки будет запущен в конце 2014 г. На сей день у Tosyali есть уже актив и в Европе – Zeljezara AD Niksi

? в Черногории, выкупленный после банкротства у правительства страны.

Follow us