Украинский экспорт длинномеров в РФ второсортные перспективы

Русский рынок длинномерного проката вступает в период сильных потрясений, на выходе из которых нас, разумеется, ожидает жесткая ценовая конкурентность и

«выдавливание» импорта. Косвенным следствием этих тенденций станет завышенная турбулентность на рынках СНГ и переориентация экспортных потоков на окрестные рынки.

В июне должен начать промышленное создание арматуры и фасонного проката новый мини-завод Новолипецкого меткомбината –

«НЛМК-Калуга». С мая 2013 г. предприятие мощностью 1,5 млн т стали и 900 тыс. т проката в год ведет жаркие тесты оборудования.

Пуск завода в Калуге позволит дивизиону

«НЛМК-Сорт» прирастить создание на 20-25%, до порядка 1,6-1,7 млн. т. Практически вся продукция сортового дивизиона отгружается на рынок РФ, за счет калужского проката планируется обеспечить дефицитный рынок центрального региона, на который приходится более трети употребления сортового проката в Рф.

Наикрупнейшие проекты сортовых мини-заводов в РФ в стадии реализации:

Предприятие

Годичная мощность

Продукция

Сроки пуска

«Тюменский ЭМЗ-УГМК»

0,55?млн.?т

Арматура, фасонный прокат

2013 г.

«Северсталь-Балаково»

1?млн.?т

Арматура, фасонный прокат

2013 г.

«Южный стан-Евраз»

0,45?млн.?т

Арматура, фасонный прокат

2014 г.

«Волгоцеммаш»

0,5 млн.?т

Арматура, фасонный прокат

2015 г.

«Армавирский МЗ»

0,5 млн.?т

Арматура, фасонный прокат

2015 г.

Также в текущем году ожидается ввод в эксплуатацию еще 2-х мини-заводов: УГМК в Тюменской области и

«Северстали» в Саратовской области, а в будущем году планируется пуск завода «Евраза» в Ростовской области.

«

УГМК-Сталь» (дивизион темной металлургии УГМК) уже приступает к жаркому опробованию оборудования Тюменского ЭМЗ, нацеленного на рынок Сибири.

Осенью планирует запустить собственный сортовой завод, который будет продавать продукцию на рынки Приволжского и Южного ФО,

«Северсталь-Балаково».

Завод

«Евраза» в Усть-Донецке, который, как ожидается, будет введён в строй в будущем году, также нацелен на южные окрестность Рф.

Таким макаром, только за 2012-2013 гг. производственные мощности в секторе длинномерного проката РФ увеличатся на 4 млн. т (включая ряд более маленьких проектов) и достигнут 31 млн. т. Потребление же возрастет, в наилучшем случае, на 2,5 млн. т – с 16,5 до 19 млн. т. Еще порядка 3 млн. т будет отгружено на экспорт.

По данным М-К, в 2012 г. незагруженные мощности по выпуску сорта в Рф составили 9,5 млн. т, при уровне импорта в 2,9 млн. т.

Прогноз по рынку на текущий год пока не дает оснований ждать улучшения ситуации. Разрыв меж спросом и предложением продолжает усугубляться: в первом квартале 2013 г. потребление длинномерного проката подросло наименее чем на 4%, создание сократилось на 6%, в то время как импорт вырос на 37%.

В числе главных экспортеров длинномерного проката в РФ –

«АрселорМиттал Кривой Рог», фабрики «Метинвеста» и Белорусский МЗ.

В 2012 г. украинские поставки длинномеров на русский рынок составили около 1,6 млн. т, включая 700 тыс. т арматуры. Всего импорт длинномерного проката в РФ составил 2,9 млн. т, ввоз продукции из Беларуси составляет порядка 600 тыс. т, из Молдовы – наименее 200 тыс. т.

В текущем году ожидается рост импорта из Украины до 1,8 млн. т, включая 1 млн. т арматуры. Но уже в будущем году, с повышением конкурентноспособного предложения со стороны новых сортовых мини-заводов, украинские поставки длинномеров в РФ могут откатиться до уровня 1,4-1,5 млн. т.

В складывающейся на данный момент в данном секторе ситуации ввезенный прокат станет первой жертвой лишнего предложения. С 2015 г., когда перечисленные выше мини-заводы в РФ выйдут на полную мощность (это нужно для скорейшей окупаемости проектов), следует ждать активных попыток введения мер по ограничению импорта при помощи антидемпинговых расследований.

К слову, в критериях резвого насыщения рынка и ценовой фактор становится доминирующим. До сего времени тот же АМКР имеет возможность доставить арматуру из Кривого Рога в южные и центральные регионы РФ резвее и дешевле, чем

«Мечел» из Челябинска и «Евраз» из Нижнего Тагила.

Но с вводом мини-заводов НЛМК,

«Северстали» и «Евраза» преимущество в логистике (в особенности при поставках в центральную часть РФ), и поболее низкие расходы на доставку, получают уже русские поставщики.

Для сохранения позиций на рынке РФ белорусскому БМЗ и украинским экспортерам придется снижать цена продукции, что может спровоцировать ценовые войны и антидемпинг.

Уже в ближнесрочной перспективе превышение предложения над спросом на русском рынке приведет к перенаправлению лишних объемов как в другие страны СНГ с возрастающим потреблением строительного проката (Средняя Азия и Закавказье), так и в далекое зарубежье.

Но ситуация на обычных рынках сбыта украинских длинномеров не настолько благоприятна. В ЕС продолжающаяся стагнация строительной отрасли не дает шансов прирастить поставки. Таким макаром, единственными доступными для российских экспортеров рынками с возрастающими объемами употребления являются регионы ASEAN (страны Юго-восточной Азии) и MENA (страны Близкого Востока и Северной Африки). Оба направления перспективны исходя из убеждений объемов и потенциала для импорта. Совокупный уровень спроса на длинномерную продукцию в этих регионах превзойдет 75 млн. т, а ожидаемый объем импорта составит 40 млн. т.

Очевидно, на этих рынках есть место и для украинского сортового проката. Но при поставках в Азию нашим экспортерам приходится нести значительные транспортные расходы, что сказывается на рентабельности продаж. Экспорт на Ближний Восток в ближайшее время осложнен массовым введением странами протекционистских мер по отношению к ввозу, также возрастающей конкурентнстью со стороны Турции и ряда других государств.

Отметим также, что входящий в состав компании ArcelorMittal украинский

«ArcelorMittal Кривой Рог» всего за 5 лет добровольно «сдал» свои позиции на рынках Северной Африки. В наилучшие времена в данный регион (Алжир, Марокко, Тунис) отгружалось до 1 млн. т криворожской арматуры и катанки. Но после того, как владельцем меткомбината стал Лакшми Миттал, украинское предприятие стали «выводить» с североафриканского рынка, чтоб не создавать конкурентнсть для алжирского завода ArcelorMittal Annaba. В конечном счете, на сей день экспорт АМКР в Северную Африку, согласно отчетности предприятия, сократился фактически до нуля.

Follow us